Юридическая помощь
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Каталог ссылок без ограничении
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Есть в ли реальности кризис в нашей стране?
Всего ответов: 88
Категории каталога
Мои статьи [13]
Воскресенье, 19.05.2024, 23:07
Главная » Статьи » Мои статьи

Возврату не подлежит?

Вряд ли среди нас найдется человек, который за последнее время хотя бы раз не пытался вернуть купленный товар по причине того, что ожидаемое качество его шло в явный разрез с реальным. Кому-то, конечно, удавалось обменять брак или, на худой конец, вернуть свои деньги. Но, уверен, подавляющее большинство наталкивалось в лучшем случае на “образцовое” безразличие продавцов к просьбам покупателей (“Возврату товар не подлежит - жалуйся кому хочешь!”), а в худшем - на банальное торгашеское хамство, когда бизнесмены и бизнесменки нового времени берутся даже доказывать, что ты вовсе не у него (у нее) покупал разочаровавшую позже вещь. И все это при том, что право потребителя на возврат некачественного товара закреплено в нашей стране законодательно.

Закон гласит...

Взять хотя бы статью 624 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики, определяющую перечень прав покупателя в случае, когда ему в розничном порядке продан товар, качество которого не отвечает необходимым требованиям. Оказывается, потребитель, в полном неведении приобретший недоброкачественную вещь, может выдвинуть к продавцу следующие требования:
а) чтобы бракованный товар был заменен на качественный;
б) чтобы цена бракованного товара была снижена пропорционально степени брака;
в) чтобы выявленные огрехи были незамедлительно устранены;
г) чтобы были оплачены расходы, понесенные покупателем на устранение выявленных огрехов. Кроме того, обманутый потребитель вправе потребовать, чтобы ему вернули деньги, правда, с тем лишь условием, что он, в свою очередь, вернет бракованную вещь. Но самое главное, часть 5 той же статьи четко устанавливает, что при возврате денег покупателю продавец не вправе удерживать часть этой суммы, если покупатель в той или иной степени воспользовался товаром, что привело к потере его товарного вида или уменьшению номинальной стоимости.
Ясное дело, что осуществить все перечисленные действия покупатель может в определенные сроки. К примеру, требование возврата не имеет законной силы, если у товара истек заранее оговоренный срок годности. Но если подобный временной показатель (равно как и гарантийный срок) не был определен, изъян может быть выявлен в течение двух лет со дня получения покупателем товара (статья 589 ГК АР). Время, надо сказать, приличное, но, как говорится, попробуй верни нашим коммерсантам, положим, недоброкачественные сапоги через полтора года носки...
Особняком в рассматриваемом нами вопросе стоит фактор так называемого гарантийного срока. Как известно, подобным образом окрещен определенный временной промежуток, в течение которого продавец изъявляет желание устранить выявленные в товаре огрехи за собственный счет или заменить недоброкачественную вещь на качественную, но аналогичную по цене. Обычно гарантийный срок указывается либо в техническом паспорте товара, либо в заключаемом между сторонами отдельном договоре о гарантийном обслуживании. Последняя практика весьма распространена в наше время при купле-продаже аппаратов мобильной связи. Так вот, часть 3 статьи 589 ГК АР определяет, что покупатель может выдвинуть к продавцу перечисленные выше требования, если обнаружил изъяны в товаре до истечения гарантийного срока. Хотя опыт показывает, что при этом потребителю придется еще и доказать: брак имел именно производственные причины, а не был вызван на свет “нецелесообразной экс-плуатацией”.
Но очень часто случается и так, что покупатель приобретает тот или иной товар, доверившись “джентльменскому” слову продавца: бери, мол, пользуйся, руку даю на отсечение, что лучшего не найдешь ни в одном магазине, если не понравится чем-то, вернешь... Последняя фраза дополняется обычно словами “в течение месяца, но не более”. Лично мне не раз приходилось становиться свидетелем того, как гарантийный срок определялся вообще на уровне недели. Догадливый покупатель сразу сообразил бы: “Что-то тут не то...” Но наш человек в подавляющем большинстве случаев между низкой ценой и гарантированным качеством предпочитает выбирать первое.
Обратимся к примеру тех же сотовых телефонов. Ни для кого не секрет, что “мобильник” без гарантии можно приобрести примерно на 10-15 процентов ниже стоимости такого же аппарата, но уже с гарантией. При этом, если вас опять-таки притягивает цена, а не качество, и если не заботят дальнейшие последствия отсутствия такового, то продавец эти ваши устремления только подстегнет: “Да какая разница - с гарантией или без?! Аппарат-то чисто японский (корейский, немецкий и т.п.) - не фуфло же какое-нибудь!”. Зато когда вы, обнаружив через некоторое время незначительный, но все же неприятный “штришок” в работе гальванического элемента, дисплея, клавиатуры, адаптора или антенны, обратитесь к тому же оптимисту-торгашу, то получите от ворот поворот: “Раньше надо было думать”, - заявит он вам. И ничего вы с этим не поделаете...

Чур, претензий не предъявлять!

Сегодня практически каждый уважающий себя коммерческий объект считает своим долгом обзавестись предупреждением примерно следующего содержания: “Купленный товар возврату не подлежит!”. Вывешивается такой слоган обычно не на самом заметном в магазине месте или где-то рядом с кассовым аппаратом. И, очевидно, никто из нас даже не задумывается о том, что содержание этого “агитплаката” не соответствует законодательству.
С позволения читателя, вновь обращусь к собственному опыту. Случилось недавно мне купить в одном из центральных магазинчиков подарок - симпатичное бижутерное ожерелье с магнитной застежкой. Буквально через пару часов лицо, которому презент был адресован, выявило, что магнит-то и не магнит вовсе, и ожерелье, соответственно, на шее не висит. Немного смутившись от неожиданного сюрприза, я отправился возвращать принципиально незастегивающуюся безделушку. Продавщицы встретили меня с многозначительными улыбками на лицах и показали на вывеску с небезызвестным текстом, вывешенную в дальнем углу за витринами. Пришлось мне уйти из бутика, ругая себя за неосмотрительность.
Но каково же было мое удивление, когда ознакомившись на днях с постановлением Кабинета министров страны № 114 от 21 мая 1998 года, я сделал вывод, что проштрафиться в дальнейшем я могу не только с бижутерией. Названный документ определяет перечень товаров, которые не подлежат обмену на территории Азербайджанской Республики, а значит, и возврату. Возглавляют список золото и золотые изделия, а также изделия, изготовленные из иных драгоценных и полудрагоценных материалов и камней. Правда, постановление не указывает, что делать покупателю, которому всучили под видом золотого изделия кольцо или браслет желтого цвета довольно низкой пробы. Вероятно, такой товар также не подлежит возврату, ибо доказать впоследствии продавцу, что проданное им - вовсе не золото, - дело ох какое тяжелое и грозящее нешуточным конфликтом. Кстати, сегодня каждая “точка”, торгующая драгоценными изделиями, имеет в своем распоряжении пикающий приборчик в виде ручки, проверяющий, якобы, соответствие металла или камня своему названию: наводят стержень, говоря условно, на бриллиант, если не пищит, значит, сие - на самом деле бриллиант. Честно говоря, редкий (а может, и вообще никакой) продавец станет добровольно наводить такую ручку на камень, не будь он уверен, что прибор будет нем, как рыба. Тем более, что, как мне удалось выяснить, ни один такой аппарат не прошел должной проверки и не получил сертификат качества и соответствия стандартам.
Но золото-бриллианты - не единственная странная составляющая правительственного списка “невозвращенцев”. Кроме оного, в перечне том значатся: парфюмерия, продукты бытовой химии, изделия, изготовленные из пищевой пластмассы, ткани всех видов, мужская и женская пляжная одежда. Какая тут логика - честно говоря, понять трудно.
Зато остальные составляющие списка при желании можно подогнать под экспертное обоснование. Так, к примеру, детские игрушки и нижнее белье для новорожденных и детей дошкольного возраста не подлежат возврату из-за того, что детишки, якобы, наиболее подвержены инфекционным заболеваниям, и микробы с вирусами могут остаться на памперсах и ползунках, даже если надеть их всего лишь раз и ненадолго. Но есть в документе статья, достойная быть названной самой парадоксальной. Речь идет о “продовольственных товарах, которые были вынесены из магазина после того, как их стоимость была оплачена”. Грубо говоря, если вы купили, к примеру, колбасу, отвезли сей провиант домой, чтобы вкусить в кругу семьи, нарезали, а там - скажем так, фарш вовсе не первой свежести или с какой-то “начинкой”, то вернуть изделие в магазин вы уже не сможете.
Согласно авторам кабминовского документа, все продовольствие, купленное в магазине, я и вы просто обязаны протестировать не отходя от прилавка. Представляете, что будет твориться в наших гастрономах и маркетах, если каждый покупатель разложит перед собой по газетке и начнет нарезать сыры, колбасы, открывать тушенки и консервы, заваривать чай и жарить полуфабрикаты?

Не обманись, чтобы потом не возвращать!

Председатель Союза свободных потребителей Эюб Гусейнов утверждает, что на сегодняшний день цивилизованный возврат недоброкачественного товара продавцу возможен лишь при наличии у обманутого покупателя чековой квитанции, выданной кассовым аппаратом при реализации товара. Во всех остальных случаях дело может быть рассмотрено исключительно в судебном порядке. Кстати, читателям небезынтересно будет знать, что по закону “О государственной пошлине”, судебные иски по защите потребительских прав освобождены от выплаты государственной пошлины.
Но, к сожалению, значительная часть торговых объектов, расположенных, в основном, на барахолках, толкучках и ярмарках, не оснащены кассовыми аппаратами. Поэтому, говорит Э. Гусейнов, защита прав потребителя, желающего вернуть купленную на “неформальном” рынке вещь, - дело весьма и весьма проблематичное. Тем не менее председатель ССП советует требовать у продавцов любой мало-мальски значимый документ, удостоверивший бы при необходимости, что тот или иной товар был приобретен именно по данному адресу. В качестве подобных “страховых полисов”, говорит Эюб муаллим, при желании может выступить даже скрепленная подписью продавца или, еще лучше, печатью коммерческого субъекта расписка о том, что такая-то вещь была куплена у такого-то продавца в таком-то магазине, на такой-то толкучке.
По словам руководителя ССП, до сего дня возглавляемой им общественной организации удалось добиться возврата не отвечающего нормам товара в более чем 400 случаях. Но всех проблемных ситуаций даже самой активной неправительственной структуре не решить. Особенно затрудняет ход процесса отсутствие в нашей стране независимой или хотя бы государственной экспертной лаборатории, куда потребитель может обратиться для проверки приобретенного товара. Хотя по закону, покупатель имеет полное право выдвинуть требование к продавцу о проведении такой экспертизы, а тот, в свою очередь, обязан ее провести за собственный счет. Кто-то скажет, что до подобной благодати нам еще далеко. И тем не менее, знать права и требовать их реализации - вот, думается, самая верная позиция грамотного потребителя. Или вы предпочитаете рисковать?

Наша Соса-Соla получила

сертификат системы качества

“Инвестиции, сотрудничество, ноу-хау, бизнес - вот что такое “Coca-Cola-Азербайджан”, - заявил посол Турции в нашей стране Унал Чевикгез на торжественной церемонии вручения сертификата системы качества бакинскому представительству этого мирового брэнда.
Отметим, что международный центр качества Coca-Cola учредил столь высокую награду для разбросанных по всему миру своих заводов. Примечательно, что “наш” филилал в семье из почти 2 сотен своих собратьев вырвался на 57-е место. Выдача этого сертификата предусматривает увеличение объемов продукции с параллельным снижением цен, а также обеспечение постоянного роста качества. Сотрудничество США, Турции и Азербайджана, таким образом, дает свои плоды, предоставив рабочие места для пятисот человек, из которых 496 - граждане Азербайджана.
Выступившие на церемонии посол США Р. Уилсон, генеральный менеджер Coca-Cola по Кавказу и Средней Азии Е.Селджук, генеральный менеджер компании Efes Investment К. Гаунт отметили, что за короткий - всего семь лет - срок деятельности азербай-джанское подразделение смогло добиться высоких показателей качества. “В этом велика также роль ресурсов Азербайджана, так как ведущим показателем качества нашей Cocа-Cоla является чистая и качественная шолларская вода”, - подтвердил мнение выступающих министр экономики Ф.Алиев. Отметив, что приобретение сертификата системы качества - это результат каждодневного труда сотен человек, посол Р. Уилсон подчеркнул: “За время моей деятельности в Азербайджане я имел возможность наблюдать, как инвестиционный климат страны становится все более привлекательным”. В то же время, сказал дипломат, инвесторы нуждаются в моральной поддержке общественности, признании заслуг.
Отметим, что в бакинскую Coca-Cola было инвестировано 40 млн. долларов. Путь к получению престижной награды был нелегок. В частности, в целях постоянного повышения качества было инвестировано 500 тысяч долларов, проведены 287 обучающих программ с участием 180 сотрудников. Кроме того, порядка 10-20% прибыли “Coca-Cola-Азербайджан” направляет на охрану окружающей среды, что также является параметром при определении уровня качества продукции.

 

 

Copyright © 2001
Редакция газеты "Наш Век". Перепечатка допускается по соглашению с редакцией.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: leonovich (03.03.2008) | Автор: Андрей
Просмотров: 5144 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.0/1 |
Всего комментариев: 2
2 Nuatsnins  
0
почему бы и нет :)

1 Константин  
0
Пошел покупать лодочный мотор Меркурий 25, выбрал в магазине, цена 95тыс., сказал хочу такой, вынесли со склада коробку, на ней надпись Меркурий 25 и номер, вскрывать не стал, на радостях поехал домой, живу в поселке, приезжаю, зову соседа поделиться радостью, достаем коробку, а там булыжник килограмм на 40, на следующий день еду в город, сразу пишу заявление в милицию, еду в магазин, они говорят пиши претензию, рассмотрим за 10 дней, через 3 дня звонят, говорят, что подмена произошла скорее всего во время доставки поставщиком, но нести убытки они не хотят и предлагают оплатить половину себестоимости мотора, только тогда дадут новый мотор

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024